Чёрно-белые заметки
В октябре 2007-го года, когда весь фотографический мир шумно мерялся мегапикселями и оптимированными для
кропов объективами, фирма Кодак, вопреки прогнозам близкой смерти аналоговой фотографии, выпустила на рынок
новую чёрно-белую плёнку T-Max 400. На пресс-конференции, посвящённому этому событию, были опубликованы
результаты опроса среди профессиональных фотографов, по которым 60 процентов опрошенных всё ещё снимают на
плёнку.
Оставим критерии подбора кандидатов опроса, определение профессионала и частоту пользования аналоговой камерой на совести фирмы Кодак. Даже если реальные цифры меньше в несколько раз, одно остаётся верным - плёночная, особенно чёрно-белая фотография, не потеряла своей привлекательности и во времена, когда большинство людей, называющих себя фотографами, не знает, куда вставлять катушку с плёнкой. Хотя цифровая фотография явно проигрывает плёнке в таких аспектах, как уникальность отпечатка и субъективно воспринимаемая многими эстетическая ценность снимков, удобства, которые дают нам цифровые камеры, во многом компенсируют эти недостатки. Поэтому, не стремясь сделать цифровые снимки неотличимыми от фотографий, сделанных на чёрно-белую плёнку, можно постараться по крайней мере максимально приблизиться к плёночной эстетике. В этой статье мы рассмотрим некоторые способы перевода цифровых изображений в чёрно-белый вид и работу с ними. А уж насколько интересными могут быть результаты этих манипуляций - это пусть каждый решит для себя сам.
Съёмка и подготовка к обработке
Для начала вспомним некоторые простые правила, соблюдение которых при съёмке и предварительной обработке
фотографий может привести к лучшим результатам.
Как известно, при работе с RAW-снимками возможно до некоторой степени восстановить информацию в тенях, но не
на пересвеченных участках. Поэтому в цифровой фотографии принято выставлять экспозицию с учётом самых
светлых частей мотива, чтобы гистограмма не была обрезана с правого края. Этот принцип, чаще всего верный
для цветной фотографии, не обязательно применим для чёрно-белых снимков. В некторых случаях пересвеченные
участки могут быть вполне уместны, добавляя контраста изображению, в то время как структуры на тёмных
участках могут быть интересны и нежелательно было бы их терять, делая слишком тёмными. Эти соображения нужно
учитывать при съёмке контрастных мотивов.
Многие камеры предлагают возможность преобразования изображений в чёрно-белые, возможно с различными
настройками и тонированием. Для желающих добиться оптимальных результатов не рекомендуется пользоваться этим
методом, поскольку съёмка в цвете с последующим преобразованием в чёрно-белый вид на компьютере
предоставляет гораздо больше возможностей для работы с тонами и контрастом.
Практически все RAW-конвертеры предлагают возможность перевода изображения в чёрно-белое. Тем, кто
предпочитет пользоваться этой возможностью, многое из этой статьи может не пригодиться. Если же вы захотите
работать с фотографиями в Фотошопе, используя конвертер только для конвертирования RAW-файлов, то лучше
переводить фотографии в 16-битный формат, причём с небольшим контрастом. Низкий контраст даст больше
возможностей для манипуляций градациями яркостей, а 16-битный формат предотвратит выпадение тонов из
гистограммы.
В некоторых случаях может быть полезно сделать не просто одну фотографию, а несколько снимков с разной
экспозицией и создать из них HDRI с последующей тональной компрессией, только потом переводить изображение в
чёрно-белое. Пресловутые пятнистые эффекты, которые вносят при тональной компрессии такие программы, как
Photomatix, могут выглядеть непривлекательно на цветных, но вполне уместно на чёрно-белых фотографиях.
Для начала вспомним некоторые простые правила, соблюдение которых при съёмке и предварительной обработке
фотографий может привести к лучшим результатам.
Для изменения баланса светлых и тёмных областей неплохую службу может сослужить также инструмент
Shadow/Highlight. При работе с цветными фотографиями параметры в этом диалоговом окне нужно менять
осторожно, поскольку можно легко нарушить не только естественный контраст мотива, но и исказить цвета. В то
же время в области чёрно-белой фотографии этим инстументом можно пользоваться гораздо свободней, особенно
при съёмке архитектуры, где изменение баланса света и теней может сделать снимок интересней. Использовать
Shadow/Highlight лучше до работы с контрастом.
Для начала вспомним некоторые простые правила, соблюдение которых при съёмке и предварительной обработке
фотографий может привести к лучшим результатам.