• Войти
  • Профиль
  • Заказы
  • Дизайны
  • Корзина
Старый сайт

Настройка монитора и рабочего места

Калибровка монитора и организация рабочего места - взаимосвязанные задачи.

Организация рабочего места

Для обеспечения корректной цветопередачи и цветовосприятия, необходимых для работы с цветом, рекомендуем придерживаться следующих принципов.

1. Условия освещения, в которых находится ваш монитор, должны быть стабильны. Идеальным вариантом является изолированная от солнечного света комната со стенами и мебелью, окрашенными в нейтрально-серый цвет. Основная причина нестабильности освещения (и, соответственно, цветовосприятия) - естественный свет из окна, т.к. он меняет свои характеристики в зависимости от времени суток. Поэтому старайтесь не допускать его попадания в комнату во время цветокоррекции (например, завешивайте окно плотными шторами).

2. В комнате должен находиться средне-яркий источник света, освещающий монитор, но находящийся от него на достаточном расстоянии, чтобы быть рассеянным (ненаправленным). Например, верхний свет. Идеальной цветовой температурой освещения считается 5000 К (лампы Д50) или 6500 К (лампы Д65). Допускается использование обычных бытовых ламп, но стабильность цветовосприятия будет зависеть от стабильности цветовой температуры источника.

3. Старайтесь не допускайть нахождения ярко-окрашенных предметов или точечных источников освещения (например, настольной лампы) в пределах видимости при взгляде на монитор. Яркие и красочные предметы влияют на цветовосприятие.

4. Заставку рабочего стола в операционной системе рекомендуем установить нейтрально-серой (50% серого), без каких-либо дополнительных графических элементов. Любой дополнительный цветовой фактор влияет на восприятие. Заставка рабочего стола - одна из наиболее серьезных помех для корректной работы с цветом. Заставка влияет на восприятие во время переключения между программами. Именно поэтому в Adobe Photoshop и многих других профессиональных программах по работе с цветом рабочее поле по умолчанию средне-серое.

5. В качестве рабочего пространства вашего графического редактора мы рекомендуем установить sRGB. Также можно использовать AdobeRGB и другие широкие пространства для мониторов с широким цветовым охватом или продвинутым пользователям (способных оценить внегамутные оттенки, выходящие за охват монитора). Одна из распространенных ошибок - установка в качестве рабочего пространства профиля монитора; в этом случае работа с цветом будет заведомо некорректной.

Калибровка монитора

Для самостоятельной калибровки мониторов мы рекомендуем использовать калибратор Eye-One Display 2 (инструкция по использованию на сайте iXBT.com) или спектрофотометр Eye-One Pro.

Если вы калибруете монитор самостоятельно, рекомендуем ориентироваться на следующие параметры:

  • Если внешнее освещение стабильно, температура монитора должна быть примерно на 1500К выше температуры внешнего освещения. Если внешнее освещение нестабильно (например, калибровка ноутбука), температуру монитора можно установить на значение 6500К.
  • Яркость белой точки (Luminance) должна быть установлена в пределах 80-120 cd/m2. Одна из наиболее распространенных ошибок калибровки - чрезмерно яркая белая точка. Если она задана более 120 cd/m2, на печати изображения могут казаться темными (на самом деле в этом случае они являются слишком яркими на мониторе).
  • Значение гаммы влияет только на отображение интерфейсов операционной системы, и не влияет на отображение в Adobe Photoshop. Поэтому при работе с этой программой калиброваться можно на любую гамму. Рекомендованной гаммой является 2.2, для всех операционных систем - Windows, Mac, Linux и др.

Настройки откалиброванного монитора (яркость, контраст, цветовая температура, яркость белой, черных точек, и др.) не должны подвергаться изменениям. Если вы случайно изменили какой-либо из параметров, необходимо установить прежнее его значение. Если это невозможно, монитор требует перекалибровки. Это особенно актуально для мониторов Apple Cinema, на которых не градуированы настройки яркости.

Рекомендованная периодичность калибровки монитора - 1 раз в 2 недели. На практике монитор может быть достаточно стабильным значительно дольше (1 месяц, 3 месяца, полгода и даже год), однако гарантировать это невозможно.

Условия просмотра

При просмотре отпечатков на бумаге:
1) Никогда не сравнивайте отпечаток с экраном монитора:

  • рядом
  • одновременно

Отраженный и исходящий свет имеют разную физическую природу и не могут восприниматься одинаково в принципе. Цвет - это ощущение, поэтому и сравнивать нужно ощущения. Идеально сравнивать изображения с паузой около 1 минуты - сначала смотрим на экран, затем пауза, затем смотрим на отпечаток. В реальных условиях часто достаточно просто не смотреть одновременно и рядом.

2) Просматривайте изображения в условиях нормальной освещенности. Если освещенность слабая фотографии могут показаться темными. Пример нормальных условий просмотра - днем у окна в несолнечную погоду.

О том, как использовать профили машин для самостоятельной цветокоррекции при подготовки файлов к печати, написано в разделе профили. Обращаем внимание на то, что корректная работа с цветом возможна только в программах с полноценным управлением цветом (Color Managment), например, Adobe Photoshop, Adobe Lightroom и других продуктах компании Adobe.

Выбор монитора

Для профессиональной работы с цветом мы советуем использовать мониторы на матрицах S-IPS типа, которые в достаточно широких пределах позволяют одинаково отображать цвета не зависимо от угла просмотра. Наиболее распространённым и рекомендованным решением являются профессиональные мониторы компании NEC серий Uxi и Sxi, например, NEC MultiSync LCD2690WUXi (обзор на сайте А. Шадрина, эксперта по настройке и эксплуатации колориметрических цифровых и полиграфических цветовоспроизводящих систем), NEC MultiSync LCD2190UXi или NEC MultiSync LCD2090UXi. Достаточно профессиональным решением также являются мониторы Apple Cinema, однако в них не градуировано изменение яркости, что часто приводит к случайной сбивке настроек и необходимости перекалибровки. Можно использовать многие другие мониторы, вплоть до непрофессиональных, но важно понимать, что точность в управлении цветом напрямую зависит от качества и цветового охвата вашего монитора.